ITAR-TASS, 25/10 10:02 CET
В США в последние годы вырос интерес к наследию Николая Рериха, считает директор единственного на Западе музея работ этого художника
НЬЮ-ЙОРК, 25 октября. /Корр. ТАСС Иван Пильщиков/. В США в последние годы стабильно растет интерес к творческому наследию и философским учениям Николая Рериха. Уверенность в этом выразил в пятницу в беседе с корр. ТАСС директор нью-йоркского музея работ этого русского художника и мыслителя Дэниел Энтин.
По его словам, в то время, когда международная обстановка становится более напряженной, людей все больше привлекают идеи Рериха о прекращении конфликтов и мире. “Чем хуже идут дела на планете, тем больше посетителей сюда приходят. Люди помнят об учениях Рериха о достижении мира. Многие считают, что решение проблем следует искать именно на этом направлении”, – рассказал Энтин на состоявшемся в пятницу в музее вечере, посвященном 140-летию со дня рождения художника и организованном российско-американским культурным центром “Наследие” при поддержке генерального консульства РФ в Нью-Йорке и Россотрудничества.
Энтин отметил, что посетители ищут в полотнах художника особый духовный смысл. “Люди понимают, что полотна Рериха всегда содержат в себе послания духовного порядка. Они приходят сюда ради этих посланий, – указал он. – Когда-то бывало, что музей за весь день не посещал ни один человек, однако теперь все сильно изменилось. Люди приходят сюда каждый день и помногу”.
“У Рериха небольшая аудитория по сравнению с некоторыми другими великими художниками, – констатировал директор музея. – Однако она разбросана по самым разным частям мира. Не все россияне знают об этом. Конечно, сам Рерих считал себя русским художником, но вместе с этим он был и фигурой планетарного масштаба. Поэтому и сюда приезжают люди из самых разных стран. Иногда это изумляет меня. Как, к примеру, жители Западной Африки могли узнать о Рерихе? Но они знают!”
Постоянная экспозиция Музея Николая Рериха, расположенного в северной части нью-йоркского района Манхэттен, включает в себя более 200 полотен художника. В нем можно ознакомиться с написанными Рерихом книгами, а также различными материалами, касающимися его учений о духовном развитии, месте человека в мире и путях прекращения конфликтов на планете.
“Это единственный музей Рериха на Западе, других нет и не было”, – рассказала корр. ТАСС помощник директора музея, специалист по творчеству художника Аида Тульская. По ее словам, Рерих впервые приехал в Нью-Йорк осенью 1920 года по приглашению директора Чикагского института искусств Роберта Харша, чтобы организовать серию передвижных выставок своих работ по США. “В то время имя у Рериха уже было, он был очень известным”, – указала она.
“Выставки проходили с огромнейшим успехом, – отметила Тульская. – Первая из них была в Нью-Йорке, она же и продолжалась дольше всего. Тогда же сложился и первый круг учеников Рериха, которые загорелись его идеями”.
Музей Николая Рериха в Нью-Йорке был создан в 1923 году. Первоначально он располагался в помещении греческой ортодоксальной церкви. После этого он неоднократно переезжал из-за финансовых трудностей и разногласий среди его учредителей. Неоднократно менялась и его экспозиция. В 1935 году музей временно прекратил свое существование. “В 1949 году, через два года после смерти Николая Константиновича, его ученики решили возродить музей, – указала Тульская. – С этого времени он продолжает существовать. Таким образом, это вторая инкарнация музея Рериха в Нью-Йорке”.
Как сообщил ТАСС консул-советник генконсульства РФ в Нью-Йорке Анатолий Каргаполов, Россотрудничество по случаю 140-летия со дня рождения Рериха выпустило специальный компакт-диск. “На нем есть его биография, основные графические работы, статьи о творческом наследии, – пояснил дипломат. – Эти материалы представлены, в том числе на русском, английском, французском и испанском языках, чтобы рассказать широкой международной аудитории о Рерихе”.